Нормативно-правовая основа
Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (ред. от 02.12.2019) является основополагающим в вопросах обеспечения транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Данный НПА устанавливает основные термины и понятия по вопросам транспортной безопасности. Закон обязателен к исполнению всеми субъектами транспортной инфраструктуры владеющими объектами транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортными средствами (ТС) на праве собственности или ином законном праве. К объектам транспортной инфраструктуры на которые распротраняются положения 16 ФЗ относятся: автовокзалы, автостанции, железнодорожные вокзалы, железнодорожные станции, объекты инфраструктуры внеуличного транспорта (станции метрополитена, тоннели, электродепо, электроподстанции, пункты управления движением метрополитена), тоннели (эстакады, мосты, виадуки, путепроводы и т.п. как автомобильные так и железнодорожные), морские терминалы, акватории морских портов, порты на внутренних водных путях, судоходные гидротехнические сооружения, плавучие (подвижные) буровые установки (платформы), морские плавучие (передвижные) платформы, искуственные острава, аэродромы, аэропорты, здания (строения и сооружения) обеспечивающие управление транспортным комплексом и его функционирование, отдельные участки автомобильных дорог и железнодорожных путей, некоторые участки внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки и пр. Стоит отметить, что работы по проведению оценки уязвимости и дополнительной оценки уязвимости в отношении объектов транспортной инфраструктуры в соответствии с данным законом могут проводить только специализированные организации. В соответствии с п. 8, ст. 1 ФЗ 16 специализированные организации в области обеспечения транспортной безопасности - это юридические лица, аккредитованные компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Постановление Правительства РФ от 08.10.2020 №1641 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов инфраструктуры внеуличного транспорта (в части метрополитенов)" устанавливает обязательные для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры требования по обеспечению транспортной безопасности и требования по обеспечению антитеррористической защищенности для всех объектов инфраструктуры внеуличного транспорта ОИВТ (метрополитена). В том числе положения данного НПА содержат перечень мер которые обязан реализовать СТИ на ОТИ метрополитена с учетом возможных изменений уровня безопасности. Постановление 1641 распространяется на объекты инфраструктуры внеуличного транспорта (ОИВТ), перечень которых определен постановлением Правительства РФ от 22.12.2018 № 1636. К ОИВТ относятся станции метрополитена, тоннели, электродепо, электроподстанции, пункты управления движением метрополитена. ПП РФ 1641 устанавливает общие требования которые необходимо реализовывать на всех ОИВТ с учетом присвоенной им категории по транспортной безопасности, а также дополнительные требования в зависимости от уровня безопасности введенного в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.12.2008 № 940. Стоит отметить, что уровень безопасности №1 действует на объектах инфраструктуры внеуличного транспорта постоянно. Приложением к Требованиям данного постановления определены правила допуска на объект метрополитена. Согласно данных правил допуск на территорию некоторых секторов зоны транспортной безопасности ОИВТ осуществляется только на основании пропусков. Постановлением 1641 установлено определение термина критический элемент ОИВТ - строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта метрополитена, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта метрополитена и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций.
Постановление Правительства РФ от 08.10.2020 № 1633 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта" устанавливает обязательные для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры требования по обеспечению транспортной безопасности и требования по обеспечению антитеррористической защищенности для всех объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта. В том числе положения данного НПА содержат перечень мер которые обязан реализовать СТИ на ОТИ железнодорожного транспорта с учетом возможных изменений уровня безопасности. ПП РФ 1633 устанавливает общие требования которые необходимо реализовывать на всех ОТИ жд транспорта с учетом присвоенной им категории по транспортной безопасности, а также дополнительные требования в зависимости от уровня безопасности введенного в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.12.2008 № 940. Стоит отметить, что уровень безопасности №1 действует на железнодорожных объектах транспортной инфраструктуры постоянно. Положения данного закона распространяются на такие ОТИ жд транспорта как – железнодорожные станции, железнодорожные вокзалы, мосты, тоннели, эстакады, объекты систем связи (навигации и управления движением транспортных средств), пути необщего пользования, участки на которых осуществляется высокоскоростное и скоростное железнодорожное сообщение. Постановлением 1633 установлено определение термина критический элемент ОТИ железнодорожного транспорта - строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры жд транспорта и/или чрезвычайной ситуации. Приложением к Требованиям определяются правила допуска на объект транспортной инфраструктуры. Согласно правил допуск в некоторые сектора зоны транспортной безопасности жд ОТИ осуществляется только по пропускам.
Постановление Правительства РФ от 08.10.2020 № 1638 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта" устанавливает обязательные для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры требования по обеспечению транспортной безопасности и требования по обеспечению антитеррористической защищенности для всех объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта. В том числе положения данного НПА содержат перечень мер которые обязан реализовать СТИ на ОТИ морского и речного транспорта с учетом возможных изменений уровня безопасности. ПП РФ 1638 устанавливает общие требования которые необходимо реализовывать на всех ОТИ морского (речного) транспорта с учетом присвоенной им категории по транспортной безопасности, а также дополнительные требования в зависимости от уровня безопасности введенного в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.12.2008 № 940. Стоит отметить, что уровень безопасности №1 действует на объектах транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта постоянно независимо от присвоенной категории. Положения данного закона распространяются на такие объекты транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта как - морские терминалы, порты на внутренних водных путях (на которых осуществляется перевозка пассажиров и/или грузов повышенной опасности), судоходные гидротехнические сооружения, искусственные острова, установки и сооружения (в т.ч. плавучие (передвижные) буровые установки (платформы), морские плавучие (передвижные) платформы и пр.), некоторые участки внутренних водных путей (подлежащие категорированию), здания (строения и помещения, которые являются ОТИ и на которых осуществляются технологические процессы связанные с обслуживанием пассажиров и транспортировки грузов повышенной опасности). ПП РФ 1638 устанавливает определение термина критический элемент ОТИ морского и речного транспорта - строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций. Приложением к Требованиям постановления 1638 устанавливаются правила допуска на объект транспортной инфраструктуры морского (речного) транспорта. Согласно этих правил допуск в некоторые сектора зоны транспортной безопасности ОТИ речного (морского) транспорта осуществляется только по пропускам. В ПП РФ 1638 также устанавливаются особенности исполнения требований ТБ в отношении некоторых категорий ОТИ морского транспорта (в т.ч. сооружений созданных на основе морской плавучей (передвижной) платформы).
Постановление Правительства РФ от 05.10.2020 №1605 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта" устанавливает обязательные для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры требования по обеспечению транспортной безопасности и требования по обеспечению антитеррористической защищенности для всех категорированных объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта. В том числе положения данного НПА содержат перечень мер которые обязан реализовать СТИ на ОТИ воздушного транспорта с учетом возможных изменений уровня безопасности. ПП РФ 1605 устанавливает общие требования которые необходимо реализовывать на всех ОТИ воздушного транспорта с учетом присвоенной им категории по транспортной безопасности, а также дополнительные требования в зависимости от уровня безопасности введенного в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.12.2008 № 940. Стоит отметить, что уровень безопасности №1 действует на объектах транспортной инфраструктуры воздушного транспорта постоянно. Положения данного постановления распространяются на: аэропорты, аэродромы (не входящие в состав аэропортов), объекты (систем связи, навигации и управления движением ТС воздушного транспорта). Постановлением 1605 установлено определение термина критический элемент ОТИ воздушного транспорта - строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций. Приложением к Требованиям, утвержденным ПП РФ 1605 приведены правила организации допуска на объект транспортной инфраструктуры воздушного транспорта. Согласно правил допуск в некоторые части (сектора) зоны транспортной безопасности ОТИ воздушного транспорта допускается только на основании пропусков.
Постановление Правительства РФ от 08.10.2020 №1642 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта" устанавливает обязательные для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры требования по обеспечению транспортной безопасности и требования по обеспечению антитеррористической защищенности для всех объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта. В том числе положения данного НПА содержат перечень мер которые обязан реализовать СТИ на ОТИ автомобильного транспорта с учетом возможных изменений уровня безопасности. ПП РФ 1642 устанавливает общие требования которые необходимо реализовывать на всех ОТИ автомобильного транспорта с учетом присвоенной им категории по транспортной безопасности, а также дополнительные требования в зависимости от уровня безопасности введенного в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.12.2008 № 940. Стоит отметить, что уровень безопасности №1 действует на ОТИ автомобильного транспорта постоянно. Фактически 1642 ПП РФ применяется в отношении автовокзалов и автостанций. Согласно действующего законодательства (постановление Правительства РФ от 01.10.2020 № 1586): Автовокзал - объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя комплекс зданий и сооружений, размещенный на специально отведенной территории, предназначенный для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа, имеющий соответствующее установленным минимальным требованиям оборудование и обеспечивающий возможность отправления более 1000 человек в сутки. Автостанция - объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя комплекс зданий и сооружений, размещенный на специально отведенной территории, предназначенный для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа, имеющий соответствующее установленным минимальным требованиям оборудование и обеспечивающий возможность отправления от 250 до 1000 человек в сутки. Минимальный перечень требований к оборудованию автовокзалов и автостанций определен Приказом Министерства транспорта РФ от 29.12.2015 № 387. Постановлением 1642 установлено определение термина критический элемент ОТИ автомобильного транспорта - строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций.
Постановление Правительства РФ от 15.09.2020 №1442 "Об определении участков автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромов, посадочных площадок, а также обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений и помещений для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности и (или) опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение, являющихся объектами транспортной инфраструктуры, и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" устанавливает исчерпывающий перечень объектов транспортный инфраструктуры в отношении которых необходимо реализовывать требования по обеспечению транспортной безопасности, а также отменяет ряд постановлений Правительства РФ. В том числе данным постановлением отменено постановление Правительства РФ № 686. ПП РФ 1442 разработан в соответствии с пп. з, п. 5, ст. 1 ФЗ 16, согласно которого Правительство РФ уполномочено определять отдельные объекты транспортной инфраструктуры, в том числе участки автомобильных дорог, железнодорожных путей, внутренних водных путей, вертодромы и посадочные площадки, а также обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения и помещения предназначенные для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности и (или) опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение. Согласно постановления 1442 к ОТИ автомобильного транспорта относятся: км 25+100 - км 26+100 автомобильной дороги А-161 Владикавказ - Нижний Ларс - граница с Республикой Грузия, км 1122+000 - км 1123+000 автомобильной дороги М-4 "Дон", участок автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-290 Новороссийск - Керчь от км 140+515 (со стороны Таманского полуострова) до км 162+748 (со стороны Керченского полуострова), включая автодорожную часть транспортного перехода через Керченский пролив км 141+018-км 160+048. К ОТИ железнодорожного транспорта данное постановление относит: участки жд пути на которых осуществляется высокоскоростное и скоростное железнодорожное сообщение, пути необщего пользования (по которым осуществляется транспортировка грузов повышенной опасности и/или которые примыкаю к участкам общего пользования со скоростным и/или высокосростным движением), пассажирские остановочные железнодорожные пункты Малого кольца Московской железной дороги (фактически это транспортно пересадочные узлы МКЖД) и пассажирские остановочные железнодорожные пункты (в т.ч. входящие в состав пассажирских и грузовых железнодорожных станций (пассажирские обустройства железнодорожных станций)), находящиеся на железнодорожных участках Московской и Октябрьской железных дорог в границах Московских центральных диаметров. ОТИ морского и речного транспорта: некоторые участки внутренних водных путей Южного федерального округа и сооружения (в том числе гидротехнические) которые имеют устройства для безопасного подхода судов и используемые (предназначенные для использования) в целях безопасной стоянки, загрузки, разгрузки и обслуживания судов, перевозящих грузы повышенной опасности, а также посадки, высадки и обслуживания пассажиров, в составе причалов, портов (пристаней), дебаркадеров, стоечных судов, расположенных на внутренних водных путях. ОТИ воздушного транспорта - вертодромы, посадочные площадки и здания (сооружения), находящиеся на объектах транспортной инфраструктуры либо прилегающие к земельным участкам ОТИ (на расстоянии до 200 м.), но не отнесенные к указанным объектам, предназначенные для обслуживания пассажиров и транспортных средств воздушного транспорта.
Постановление Правительства РФ от 23.01.2016 №29 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства и требований по обеспечению транспортной безопасности объектов (зданий, строений, сооружений), не являющихся объектами транспортной инфраструктуры и расположенных на земельных участках, прилегающих к объектам транспортной инфраструктуры и отнесенных в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации к охранным зонам земель транспорта, и о внесении изменений в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (ред. от 21.04.2018) устанавливает требования по обеспечению транспортной безопасности и требования по обеспечению антитеррористической защищенности для всех объектов транспортной инфраструктуры независимо от вида транспорта на этапе их проектирования, строительства (реконструкции). Постановлением 29 установлено, что за реализацию мер направленных на обеспечение транспортной безопасности ОТИ на этапе проектирования и/или строительства отвечает застройщик. В ПП РФ 29 под строительством ОТИ понимается создание и реконструкция объектов транспортной инфраструктуры. При этом в соответствии с Градостроительным кодексом РФ: Застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. Реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов. Реконструкция линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов. Также постановлением Правительства РФ 29 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности объектов (зданий, строений, сооружений), не являющихся объектами транспортной инфраструктуры и расположенных на земельных участках, прилегающих к объектам транспортной инфраструктуры и отнесенных в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации к охранным зонам земель транспорта.
Постановление Правительства РФ от 22.12.2018 № 1636 "Об утверждении перечня объектов инфраструктуры внеуличного транспорта (в части метрополитенов), являющихся объектами транспортной инфраструктуры" в соответствии с положениями пп. "б", п. 5, ст. 1 Федерального закона "О транспортной безопасности" утверждает перечень объектов инфраструктуры внеуличного транспорта, которые являются объектами транспортной инфраструктуры. К ним относятся такие объекты инфраструктуры метрополитена как станции (в том числе остановочный пункт, вестибюли, эскалаторы и другие инфраструктурные элементы предназначенные для обслуживания пассажиров и необходимые для функционирования ОТИ), тоннели (вместе с участками главных путей между смежными станциями), электродепо (в том числе парковые и деповские пути), электроподстанции и пункты управления движением, используемые для перевозки пассажиров метрополитеном или обеспечения таких перевозок. Таким образом ко всем объектам инфраструктуры внеуличного транспорта (ОИВТ) применяются требования закона о транспортной безопасности и подзаконных актов. В отношении ОИВТ субъекты транспортной инфраструктуры обязаны обеспечить проведение оценки уязвимости (дополнительной оценки уязвимости) ОТИ, разработать план обеспечения транспортной безопасности (паспорт обеспечения транспортной безопасности) и реализовать меры, определяемые постановлением Правительства РФ № 410 от 05.04.2017.
Приказ Минтранса России от 09.04.2014 №101 "Об утверждении Перечня объектов, относящихся к портовым средствам" устанавливает перечень портовых средств относящихся к объектам транспортной инфраструктуры. Под портовыми средствами в соответствии с данным НПА следует понимать морские терминалы (в которых осуществляется взаимодействие с судами совершающими международные рейсы), а также акватории морских портов (на которых осуществляется плавание судов совершающих международные рейсы). Стоит отметить, что для портовых средств законом о транспортной безопасности установлены дополнительные требования по обеспечению ТБ, в том числе эксплуатация таких ОТИ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.11.2007 № 746 подразумевает соблюдение положений Международного кодекса по охране судов и портовых средств (Кодекс ОСПС). В соответствии с п.6, ст. 5 Федерального закона "О транспортной безопасности" - оценка уязвимости морского терминала, акватории морского порта включает в себя оценку охраны соответствующего портового средства, которая проводится с учетом Кодекса ОСПС. В отношении портовых средств Приказом Минтранса России № 87 от 12.04.2010 установлен отдельный порядок (структура) проведения оценки уязвимости (дополнительной оценки уязвимости) ОТИ. В соответствии с п.6,7 ст. 9 Федерального закона "О транспортной безопасности" план обеспечения транспортной безопасности морского терминала и акватории морского порта является планом охраны соответствующего портового средства.
Приказ Минтранса России от 23.07.2014 №196 "Об установлении Перечня объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, не подлежащих категорированию по видам транспорта" устанавливает перечень объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта, которые не подлежат категорированию. Согласно Приказа Минтранса 196 не подлежат категорированию объекты дорожного хозяйства - искусственные дорожные сооружения длиной до 25 м. включительно (мосты, путепроводы, тоннели), надземные и подземные пешеходные переходы, противкамнепадные, противолавинные и селепроводные сооружения, скотопрогоны, а также деревянные, наплавные и временные мосты (путепроводы). Не категорируются автовокзалы и автостанции расположенные в границах населенных пунктов с численностью населения менее 100 тысяч человек, в работе которых в течение двух лет подряд не совершено и/или предотвращено ни одного акта незаконного вмешательства и среднесуточный пассажиропоток которых составляет менее 100 пассажиров в сутки. В части морского и речного транспорта не категорируются - акватории морских портов и участки внутренних водных путей Южного федерального округа (в т.ч. пункты отстоя судов). Воздушный транспорт - вертодромы, предназначенные полностью или частично для взлета, посадки, руления и стоянки вертолетов и посадочные площадки, предназначенные для взлета, посадки или для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, а также некоторые объекты единой системы организации воздушного движения (в том числе объекты радиолокации, радионавигации, авиационной электросвязи). В отношении ОТИ не подлежащих категорированию ФЗ №16 "О транспортной безопасности" установлена необходимость разработки паспорта обеспечения транспортной безопасности, а также Требования устанавливающие меры по обеспечению транспортной безопасности, утвержденные постановлениями Правительства РФ.
Постановление Правительства РФ от 26.02.2015 №172 "О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности (вместе с «Правилами аттестации сил обеспечения транспортной безопасности»)" (ред. от 08.04.2017) устанавливает порядок прохождения аттестации СОТБ. В соответствии с 16 ФЗ аттестацию в порядке определенным данным постановлением обязаны пройти все лица, которые привлекаются к выполнению работ, связанных с обеспечением транспортной безопасности. Всего определено 8 (восемь) категорий работников подлежащих аттестации в качестве СОТБ. Также данный НПА устанавливает категории сил обеспечения транспортной безопасности (СОТБ), в отношении которых осуществляется проверка соответствия личностных (психофизиологических) качеств. К категории таких СОТБ относятся работники: - субъекта транспортной инфраструктуры (СТИ), подразделения транспортной безопасности (ПТБ), руководящие выполнением работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности на ОТИ. - подразделения транспортной безопасности, включенные в состав группы быстрого реагирования (ГБР). - ПТБ, осуществляющие досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности. - ПТБ, осуществляющие наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности. - СТИ, ПТБ, управляющие техническими средствами обеспечения транспортной безопасности. ПП РФ 172 устанавлена отдельная категория СОТБ в отношении которой осуществляется проверка уровня физической подготовки требованиям законодательства по ТБ, к такой категории относятся работники подразделения транспортной безопасности, включенные в состав ГБР.